• artlicbez

Макаров Иван Кузьмич (1822-1897) «Портрет Н. Н. Ланской» 1849

Макаров Иван Кузьмич (1822-1897) «Портрет Н. Н. Ланской» 1849 Картон, масло. 40,5 × 34 см Музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург «Портрет Н. Н. Ланской» — одно из нескольких изображений вдовы А. С. Пушкина, написанных художником И. Макаровым. Был создан в 1849 году, во время её второго брака с П. П. Ланским. Обстоятельства его создания известны по переписке Ланской с мужем. В прошлом атрибутировался Т. Неффу и К. Лашу. В 1919 году исчез из квартиры её дочери, впоследствии был приобретён Пушкинским Домом у частного лица. В настоящий момент хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина. История Летом 1849 года второй муж модели Пётр Ланской вместе со своим полком находился в Лифляндии. Он хотел, чтобы супруга приехала к нему в Ригу, однако она не могла оставить детей (их было семеро — четверо от первого брака с Пушкиным и трое — от второго брака). На именины мужа (29 июня) она сначала хотела прислать ему свою фотографию или дагерротип, однако оба имевшихся изображения она нашла неудачными. Поэтому Ланская обратилась к ученику Академии художеств Макарову, в то время работавшему над портретами её детей, за консультацией. Она надеялась, что кто-либо из живописцев сможет исправить дагерротип. Макаров согласился с ней, что с дагерротипом мог бы поработать В. Гау, однако тут же сам предложил написать её портрет маслом, так как, по его словам, «уловил характер» лица Натальи Николаевны (Впоследствии Макаров, ставший модным портретистом, неоднократно писал детей и внуков Пушкиных-Ланских, а также её саму, причём не только с натуры, но и копируя работы других художников, как, например, при создании портрета Григория Пушкина в мундире Пажеского корпуса (1884). Картина была закончена в три сеанса, причём автор не взял платы и просил принять её в подарок в знак своего уважения к Ланскому. Сама Ланская находила, что портрет вышел очень удачен, признавали это и все, кому она его показывала. Картон с ещё не высохшими красками был отправлен в Ригу. По совету художника, Ланской должен был время от времени протирать его влажной губкой, чтобы убрать следы бумаги, в которую он был завёрнут. Однако Ланская предостерегала мужа, чтобы он не делал этого слишком часто, так как можно повредить красочный слой. Затем портрет перешёл к старшей дочери Ланских Александре и хранился (по свидетельству её внучки, Марии Петровны) в её петербургской квартире. Воспроизводился в «Альбоме пушкинской юбилейной выставки в Императорской Академии наук в С.-Петербурге», прошедшей в мае 1899 года (№ 250: «Портрет масляными красками, собств. её дочери А. П. Араповой, рожд. Ланской»). В 1907 году его репродукция появилась в иллюстрированном приложении к журналу «Новое время», где публиковались воспоминания Араповой (с указанием художника — И. К. Макарова — и ошибочной датой создания — 1848). В том же году он был напечатан в «Художественных сокровищах России» (под № 6, автором был указан Макаров); в 1910 году — в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова (том 4). После смерти Араповой в 1919 году, портрет, вероятно, был украден из её квартиры. После революции В 1919 году некто Н. Романчиков предложил Б. Модзалевскому (в то время старшему хранителю Пушкинского Дома) приобрести «портрет Натальи Николаевны Пушкиной работы Неффа». Портретом владел В. Феоктистов, племянник Е. Феоктистова, утверждавший, что изображение хранилось в его семье с семидесятых годов XIX века. Очевидная неверность сведений о бытовании портрета, сообщённых Феоктистовым, а также явно фальшивая подпись Неффа «Pin [x]. Neff 1856» (рисовал Нефф), более свежая, выполненная поверх лака (так, на репродукции, опубликованной в 1907 году в приложении к «Новому времени», подпись отсутствует), не стали препятствием для приобретения картины. Портрет Ланской был куплен за 10 тысяч рублей. В настоящий момент хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина. «В ней нет ни тени кокетства или самолюбования, её лицо нельзя назвать печальным. Оно — глубоко серьезно. Несомненно, что художник хорошо знал историю жизни Натальи Николаевны и, безусловно, принадлежал к партии её друзей, и ему удалось передать всю сложную гамму чувств, какую он испытывал по отношению к модели. Перед нами очень красивая и много перестрадавшая женщина. Её классическая красота — теплая и живая — сочетается с необычайной хрупкостью и незащищенностью». Модель портрета одета в белое бальное платье, открывающее плечи и руки. На её шее бриллиантовой брошью заколота синяя с золотом лента (на манер бархотки). В ушах — белые эмалевые серьги. Её причёска (гладкие волосы, расчёсанные на прямой пробор) характерна для конца 1840-х — самого начала 1850-х годов. Слева внизу на руку Ланской наброшен край красной накидки, подбитой мехом (аналогичную накидку Макаров изобразит на находящемся в ВМП её же портрете середины 1880-х годов, написанном маслом на основе акварели В. Гау 1842—1843 годов из ВМП). Мех, напоминающий беличий (в 1880-е годы этот вид был недорог и распространён среди небогатого русского дворянства), эффектно контрастирует с тёплой обнажённой плотью, а красная ткань накидки — с голубой лентой и белым платьем, образуя трио патриотических панславянских цветов. Портрет написан на тёплом нейтральном фоне коричнево-охристой гаммы. По углам картины, как бы образуя овал, изображение обрамляет прозрачно написанная обобщённая ветка неопределённой зелени. Сам портрет заключён в золочёную бронзовую рамку, на его тыльной стороне, закрашенной в тёмно-серый цвет, имеется подставка. Сзади также остались петли, с помощью которых картина крепилась к футляру.



#ИванКузьмичМакаров

#ИванМакаров

#ПушкинаЛанскаяНатальяНиколаевна

#ГончароваНатальяНиколаевна

#НатальяГончароваПушкина

#портрет #российскиеХудожники

#ПушкинаЛанскаяНатальяНиколаевна



Просмотров: 1Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Утро