• artlicbez

Le Nain

Le Nain День памяти. Французские художники - братья Ленен (Le Nain) – Антуан (Le Nain Antoine, около 1588-26.05.1648), Луи (Le Nain Louis, около 1593- 24.05.1648) и Матье (около 1607-1677). Все трое родились в городке Лан, расположенном в Пикардии, на севере Франции в зажиточной и достаточно просвященной семье; но достоверно подтверждена только дата рождения младшего из блатьев Ленен ,Матье Ленена - 1607 год, датами рождения Антуана Ленена и Луи Ленена принято считать 1588 год и 1593 годы соответственно. Их отец, Исаак Ленен , происходил из семьи земледельцев и виноградарей в окрестностях Лана; он купил должность королевского сержанта соляного амбара (1595) и владел многими домами, виноградниками, лугами и лесами в Лане и окрестностях. Из пяти братьев трое младших стали художниками.

Обучение братьев Ленен живописи началось в 1626 году, когда они в течение года брали уроки у одного проезжего художника. В дальнейшем Антуан Ленен, будучи старшим, сам взялся за обучение младших братьев. В 1629 году Антуан Ленен с братьями переехал в Париж, где его вскоре зачислили в сен-жерменскую корпорацию художников. С 1629 года братья Ленен имели общую мастерскую в Париже, писали групповые портреты на медных досках («Семейный портрет», 1642, Музей Лувр, Париж), сцены из крестьянской жизни, в которых по особенному преподносили обыденные явления, придавали фигурам торжественную значительность, наделяли образы крестьян высоким чувством собственного достоинства («Возвращение с сенокоса», 1641, «Кузница», «Трапеза крестьян», 1642, — все в Лувре, Париж; «Семейство молочницы», 1640-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Мастерская, где трудились три брата,постепенно стала знаменитой. В 1632 году братья получили заказ от города Парижа на "Портрет эшевенов" (до наших дней не сохранился). До 1643 Матье Ленен работал над портретом королевы Анны Австрийской (до наших дней не сохранился). Затем они расписывали капеллу Марии в Сен-Жермен-де-Пре (ансамбль погиб во время Революции) и создавали алтарные картины для четырех капелл собора Парижской Богоматери. В 1648 году все трое удостоились чести быть принятыми в Королевскую Академию живописи и скульптуры, что являлось большим успехом для того времени. Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин. Находясь под впечатлением творчества старшего брата, в 20-х годах Луи Ленен создаёт работы «Юные музыкан­ты» и «Мастерская художника» с типично фламандским подходом к решению темы. В 30-х годах Луи Ленен посетил Италию и испытал воздействие модного там тогда течения — караваджизма. Вернувшись с запасом ярких, свежих впечат­лений, он сознательно обратился к монументализации своих жанровых работ. Простые и обыденные сюжеты, получали в его исполнении особую значитель­ность, живописную красоту и торжественность. «Воз­вращение с сенокоса» (1641), «Трапеза крестьян» (1642), «Остановка всадника», «Посещение бабушки» (1642), «Семья молочницы» — наиболее удачные полотна Луи Ленена. Все эти работы отличает чёткость и продуманность композиции с вполне ощутимым контрастом между воздушностью изображённого пейзажа и ощутимой материальностью фигур, вынесенных на передний план. Точный рисунок, национальный типаж персонажей и размеренное спокойствие общей эмоциональной атмосферы кар­тин являлись основными особенностями творческой манеры Луи Ленена. В образах крестьян,изображённых на его работах напрочь отсутствовали гру­бость и слащавая идеализация. Его герои - серьезные люди, тру­женики с честными открытыми лицами и подкупающей уверенной нето­ропливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы. Трактовка крестьянского образа Луи Лененом была достаточно смелой и новаторской по тем временам. Мир крестьян Ленена — это не мир униженных и оскорбленных, нет ни тени заби­тости, житейской подавленности. Наоборот, ясно чувствуется внутреннее бла­городство, огромная человечность при полной художе­ственной убедительности. Ленен был подлинным реалистом, , активно и творче­ски показывавшим окружающий мир. Портреты кисти Луи Ленена — «Портрет маркизы Фарбен Янсон», «Портрет мальчика» — просты и бесхитростны, религиозные композиции носят ярко выраженный жанровый характер. Не­многочисленные пейзажи отличаются верностью наблюде­ния, некоторой интимностью восприятия природы и удивительным и неподражаемым мастерством передачи серебристого, прозрачного воздуха. Луи Ленен внезапно скончался 24 мая 1648 года. Спустя два дня умер старший брат Антуан. Матье Ленен , будучи единственным наследником братьев становится владельцем большого состояния. Матье Ленен постепенно прекращает занятие живописью, а с 1662 года после получения ленты ордена Святого Михаила, что приравнивалось к получению дворянского звания всячески стремится больше не вспоминать о своем прежнем ремесле и не иметь ничего общего с памятью о братьях. Творческое наследие братьев Ленен основано на пятнадцати подписанных и датированных периодом 1640-1647 год полотнах. Портретные работы братьев Ленен в их творческом наследии представлены крайне слабо. Известно лишь несколько достоверных портретов, разных по формату и манере: "Маркиз де Тревиль" (1644 год, частное собрание), "Портрет пожилой дамы"(копия с оригинала,, 1644 год, музей Кальве, Авиньон) и "Мужской поясной портрет" (1644 год, музей Ле Пюи) Лучшей же частью творчества братьев Ленен являются крестьянские жанровые полотна , разные по манере и качеству. Наиболее известные работы - "Крестьянское семейство" (Музей Лувра, Париж) и "Трапеза крестьян" (1642 год, музей Лувра, Париж) (1642, там же). Наиболее ценное достоинство картин братьев Ленен — богатство колорита, чувство цвета. Их излюбленная гамма строится на сочетаниях спокойных серых, коричневых и белых цветов с небольшими вкраплениями более ярких красок. Такую мягкость тона, прозрачность, такую выразительность фактуры можно встретить лишь у очень одаренных колористов Работали в близкой манере, подписывались одной фамилией, поэтому их работы с трудом поддаются различению. Более известен Луи Ленен , ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни. Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану Ленену, портреты — Матье Ленену, который стал официальным художником города Парижа (1633) .Творчество братьев Ленен заново открыл в середине XIX в. писатель и историк искусства Жюль Шанфлёри. Их работы повлияли на творчество Г.Курбе, дружившего с Шанфлери. Почти забытые с конца XVIII в., сегодня братья Ленен стоят в ряду величайших французских живописцев.

#АнтуанЛенен #AntoineLeNain#ЛуиЛенен #LouisLeNain #МатьеЛенен #братьяЛенен #LeNain #французскиеХудожники@artlicbez#династияХудожников@artlicbez




Просмотров: 10Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Ольга